Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

шестов лев

Энциклопедический словарь

Шесто́в Лев (настоящие имя и фамилия Лев Исаакович Шварцман) (1866-1938), философ и писатель. Родился в России, с 1895 жил преимущественно за границей (в Швейцарии и Франции). В своей философии, насыщенной парадоксами и афоризмами, Шестов восстал против диктата разума (общезначимых истин) и гнёта общеобязательных нравственных норм над суверенной личностью. Традиционной философии он противопоставил «философию трагедии» (в центре которой - абсурдность человеческого существования), а философскому умозрению - даруемое Богом откровение. Шестов предвосхитил основные идеи экзистенциализма. Основные сочинения: «Апофеоз беспочвенности» (1905), «Умозрение и откровение» (опубл. в 1964).

* * *

ШЕСТОВ Лев - ШЕ́СТОВ Лев (наст. имя и фам. Лев Исаакович Шварцман) (1866-1938), российский философ и писатель. С 1895 преимущественно жил за границей (в Швейцарии и Франции). В своей философии, насыщенной пародоксами и афоризмами, Шестов восставал против диктата разума (общезначимых истин) и гнета общеобязательных нравственных норм над суверенной личностью. Традиционной философии он противопоставил «философию трагедии» (в центре которой - абсурдность человеческого существования), а философскому умозрению - откровение, которое даруется всемогущим Богом. Шестов предвосхитил основные идеи экзистенциализма (см. ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ). Основные сочинения: «Апофеоз беспочвенности» (1905), «Умозрение и откровение» (опубликовано в 1964).

Большой энциклопедический словарь

ШЕСТОВ Лев (наст. имя и фам. Лев Исаакович Шварцман) (1866-1938) - российский философ и писатель. С 1895 преимущественно жил за границей (в Швейцарии и Франции). В своей философии, насыщенной пародоксами и афоризмами, Шестов восставал против диктата разума (общезначимых истин) и гнета общеобязательных нравственных норм над суверенной личностью. Традиционной философии он противопоставил "философию трагедии" (в центре которой - абсурдность человеческого существования), а философскому умозрению - откровение, которое даруется всемогущим Богом. Шестов предвосхитил основные идеи экзистенциализма. Основные сочинения: "Апофеоз беспочвенности" (1905), "Умозрение и откровение" (опубликовано в 1964).

Энциклопедия Кольера

ШЕСТОВ Лев (1866-1938), русский философ, литературовед. Настоящее имя - Лев Исаакович Шварцман. Родился в Киеве в семье коммерсанта 31 января 1866. В 1884 поступил на математический факультет Московского университета, через год перешел на юридический факультет. Был исключен из университета за участие в политических выступлениях студентов. Завершил образование на юридическом факультете Киевского университета (1889). В дальнейшем Шестов ушел мир литературной критики и философской эссеистики, и выбор этот оказался окончательным. Он участвовал в Религиозно-философских собраниях в Петербурге, поддерживал отношения с ведущими представителями российского религиозно-философского движения начала века - с Д.С.Мережковским, С.Н.Булгаковым, В.В.Розановым, М.О.Гершензоном, Вяч.Ивановым и др. Особенно близкие отношения связывали его с Н.А.Бердяевым. В 1898 выходит первая книга Шестова - Шекспир и его критик Брандес. Важной вехой в творческой биографии Шестова стали его книги Добро и зло в учении гр. Толстого и Фр.Ницше (1900), Достоевский и Ницше: Философия трагедии (1903) и Апофеоз беспочвенности (1905). Октябрьский переворот Шестов не принял категорически и охарактеризовал власть большевиков как "деспотическую" и "реакционную". В 1919 он эмигрировал из России: в 1920 обосновывается в Женеве, с 1921 и до конца жизни - во Франции. Период эмиграции стал наиболее продуктивным в творчестве Шестова. В эти годы вышли его работы: Власть ключей (1923), На весах Иова (1929). После смерти Шестова были опубликованы: Афины и Иерусалим (1938), Киркегард и экзистенциальная философия (1939), Умозрение и откровение (1964), Sola fide - Только верою (1966). Шестов был активным участником европейского философского процесса 1920-1930-х годов: дружеские отношения связывали его с Э.Гуссерлем, А.Мальро, Л. Леви-Брюлем, А.Жидом, М.Бубером, К.Бартом, Т.Манном и др. А.Камю в своей книге Миф о Сизифе (1942), характеризуя экзистенциальный тип философствования, обращается к творчеству Шестова. Уже в первой большой работе Шестова - Шекспир и его критик Брандес (1898) - основные темы его творчества намечены вполне определенно: судьба человека в равнодушном и беспощадном мире; наука и "научное" мировоззрение, по существу благословляющие безысходность человеческого существования, лишающие жизнь даже ее трагического смысла. Уже в этой работе Шестов обнаруживает своего главного противника - философский рационализм, который, по его убеждению, всей силой разума санкционирует необходимость и закономерность "объективных обстоятельств", унижающих и уничтожающих человека, и в то же время требует от него оптимизма в осознании "разумной необходимости" (Спиноза, Гегель, Маркс). Критика разума вообще и философского умозрения составляют содержание творчества Шестова. В этой борьбе он искал и находил "союзников" (Ницше, Достоевский) и даже "двойников" (Кьеркегор). Даже учение своего близкого друга Н.А.Бердяева об иррациональной, "несотворенной" свободе представлялось Шестову излишне умозрительным. Критикуя любые попытки умозрительного отношения к Богу (философские и богословские в равной мере), Шестов противопоставлял им исключительно индивидуальный, жизненный (экзистенциальный) путь веры. Экзистенциальная философия, утверждал Шестов, начинается с трагедии, она исходит из предположения, что "неизвестное ничего общего с известным иметь не может, что даже известное не так уж известно, как это принято думать, и что, следовательно, все предположения... были только обманчивыми иллюзиями". Шестов предлагает забыть о том привычном образе мира, который навязан человеку наукой, рационалистической философией и здравым смыслом. В мире экзистенциальной философии будущее совершенно неизвестно: "Всякое подлинное творение есть творение из ничего... Творчество есть непрерывный переход от одной неудачи к другой. Общее состояние творящего - неопределенность, неизвестность". Истина, которой владеет философ в настоящий момент, имеет значение ("чего нибудь да стоит"), только если он признает, "что она безусловно не может быть ни для кого обязательной". Шестов отрицал "оправданность" любого универсализма в истории и был готов ниспровергать идею прогресса под любым обличьем: гегелевского панлогизма, "становления абсолютного всеединства" Вл.С.Соловьева или "творчества богочеловечности" Бердяева. Историческое познание в научно-рационалистическом смысле вообще невозможно. История - "простое повествование". Отношение к прошлому всегда должно носить личный характер. Открыть истину в истории может "только тот, кто ее ищет для себя, а не для других, кто дал торжественный обет не превращать свои видения в общеобязательные суждения". Идея веры-свободы в творчестве Шестова оказывается единственно возможным положительным ответом на вопрос о смысле исторического существования человека. Нельзя метафизически доказать, что "бывшее станет небывшим" и волею Абсурда "железная" логика исторического и природного процессов может быть отменена, но в это можно поверить. "Для Бога нет ничего невозможного - это самая заветная, самая глубокая, единственная, я готов сказать, мысль Кьеркегора - а вместе с тем она есть то, что коренным образом отличает экзистенциальную философию от умозрительной". Умер Шестов в Париже 20 ноября 1938.

ЛИТЕРАТУРА

Шестов Л. Начала и концы. СПб, 1908 Шестов Л. Великие кануны. СПб, 1910 Шестов Л. Сочинения, тт. 1-6. СПб, 1911 Грифцов Б. Три мыслителя: В.Розанов, Д.Мережковский и Л.Шестов. М., 1911 Баранова - Шестова Н. Жизнь Льва Шестова: По переписке и вопоминаниям современников, тт. 1-2. Париж, 1983 Шестов Л. Сочинения, тт. 1-2. М., 1993

Полезные сервисы

шестов лев исаак

Гуманитарный словарь

ШЕСТО́В (Шварцман) Лев Исаак. (1866-1938) - философ-экзистенциалист. Род. в Киеве, окончил юрид. ф-т Киев. ун-та. С 1895 по 1914 жил в Швейцарии, с 1914 по 1920 в Москве, после 1920 в Париже. В основе философии Ш. лежит противопоставление мира обыденности и некоего запредельного дух. существования, открывающегося человеку в трагич. одиночестве и разочарованности в рацион. объяснениях жизни. Это запредельное существование таинственно, иррационально и потому несоизмеримо с обыденными понятиями. Вжиться в него люди могут только поодиночке, отбросив общепринятые нормы рассудка и отдавшись своей страстной иррацион. вере. Согласно Ш. вера и разум являются абс. противоположностями. Вера - это личностная, непредсказуемая неуправляемая сила, исходящая свыше и уносящая нас к иному, настоящему миру, где все определяется не нашим субъект. рассудком, а волей всемогущего Бога-Первотворца, разум же есть некое злокозненное механич. средство сведения живого - к неживому, истинного - к ложному, своего - к ничьему, массово-безличному. Настаивая на индивидуальности веры, Ш. считал, что любая степень коллективности есть извращение живой подлинности ее смысла. Все человеч. знания и учения, накопленные за века, оказываются лишь кладбищем духа, отвлеченными формами некогда живых личных переживаний и озарений их создателей. Философия Ш. оказывается не только критикой рационализма, но и приобретающим индивидуальный и негативный характер отрицанием традиц. культурных ценностей. Ш. близко ветхозаветное понятие о Боге как о невыразимом, таинственном и всемогущем Господе. Поэтому мысль Ш. останавливается на границе "этого" и "иного" мира, не в силах оторваться от первого и духовно приобщиться ко второму. Переживание подобной границы, движение вдоль нее становится содержанием большинства соч. философа. Ш. любит писать о форме "странствования по душам" и занят поисками сходного "пограничного" состояния в биографиях и воззрениях изв. писателей, мыслителей, религ. вождей человечества. Этим же объясняется присущий ему религиозно-индивидуалистич., а подчас и нигилистич. нравств. смысл. Наряду с Б. Паскалем, С. Кьеркегором и Ф. Ницше, Ш. можно отнести к философам жизни и признать в нем одного из основоположников экзистенциализма, находящегося в радикальной оппозиции традиц. метафизике.

Соч.: Собр. соч.: В 6 т. СПб., 1911; Сочинения: В 2 т. М., 1993. Умозрение и откровение. Париж, 1964; Киркегард и экзистенциальная философия. М., 1992.

Л. И. Шестов. Худ. С. Сорин. 1922

Л. И. Шестов. Худ. С. Сорин. 1922

Полезные сервисы